Фото: Министерство обороны Республики Беларусь
Беларуские и российские военные проводят учения по применению тактического ядерного оружия — по словам Александра Лукашенко, проверка «носит исключительно оборонительный характер». Старший научный сотрудник Института ООН по исследованию проблем разоружения в Женеве Павел Подвиг рассказал «Медиазоне», как пройдут учения и будут ли использоваться ядерные боезаряды.
Насколько я могу понять, проводится проверка готовности средств доставки — штурмовиков СУ-25 и ракет «Искандер» и «Полонез». У средств доставки в этом случае [проверяются] перебазирования ракетных комплексов в какие-то точки. Это все может быть сделано без участия ядерных частей. Отчеты, которые вчера были, — самолеты летали, «Искандеры» ездили.
Нужно учитывать, что контроль проводится российскими частями 12 главного управления министерства обороны России. Пилоты самолетов или экипажи ракетных комплексов обеспечивает [беларуская], принимающая сторона. Их задача — доставить самолет в определенное место, привезти ракетный комплекс и там ждать, когда российские части придут и всё загрузят.
Мы с достаточной уверенностью знаем, что боеприпасы в штатном состоянии хранятся на складах, там охраняются и обслуживаются. Стандартная процедура развертывания включает в себя [следующие] этапы: вы достаёте их со склада, грузите в грузовики, везете в определенное место, там устанавливаете на носитель, подвешиваете к самолетам, присоединяете боеголовки к ракетам.
Нельзя исключать, что это всё будет отрабатываться и с участием беларуских частей — вы можете отдельно тренировать перелеты самолетов или перебазирование ракетных комплексов в какую-то точку.
Это политический проект, попытка приобретения статуса, какого-то веса. Печально, что для этих манипуляций используется ядерное оружие.
Много несостыковок: в российском заявлении было, что учения проведет Южный округ (по версии Александра Лукашенко, с российской стороны примут участие воинские части Московского и Ленинградского военных округов, а также силы и средства Балтийского флота — МЗ). Вы лучше меня знаете, что беларуский лидер любит описывать так, будто у него вся инициатива. Мы не можем ничего определенного утверждать. Я не знаю, кто, куда, чего возит, но я скажу, что нужно с осторожностью относиться к заявлениям [Лукашенко.].
Могу сказать, что в такого рода учениях реальные боезаряды участия не принимают — для этого есть учебные макеты. Но всякое в жизни происходит: решения бывают очень разные и неожиданные.