Иллюстрация: Danny Berkovskii / Медиазона
20 августа на свободу стали выходить те, кого несколькими днями ранее помиловал Александр Лукашенко. Согласно указу, помиловаными оказались 30 человек, но указ не был опубликован. Публично известно об именах 12 человек. «Медиазона» вспоминает истории тех, кто был помилован и вышел на свободу 20 августа.
Ксения Луцкина проработала на государственном телевидении 15 лет. В августе августа 2020 года она уволилась и записала первые программы «альтернативного телевидения» для ютуба, но за несколько месяцев до запуска, в декабре 2020 года, ее задержали. В сентябре 2022 ее приговорили к 8 годам колонии по делу о заговоре с целью захвата власти. Она должна была выйти в декабре 2027 года.
Согласно обвинению, Луцкина вступила Координационный совет и «возглавила группу информационного обеспечения и противодействия государственным СМИ», создавала общественное телевидение и готовила тексты обращений КС.
Во время нахождения в СИЗО у нее начала расти опухоль мозга, в колонии Ксения переболела двухсторонней пневмонией. На свободе ее ждали семья и сын-школьник.
«Ходатайство о помиловании — это, наверное, самое сложное, что я писала в своей жизни», — рассказала Луцкина в разговоре с сотрудниками государственного канала «Беларусь 1» после выхода на свободу.
57-летнюю брестчанку Ирину Санковскую приговорили к 1,5 годам колонии по статьям о надругательстве над госсимволами, оскорблении представителя власти и Лукашенко в декабре 2023 года.
Санковскую обвинили в том, что она опубликовала фото госфлага на фоне свастики и писала «оскорбительные» комментарии в телеграм-чате.
«У меня тяжело болели два папы, мой и мужа [во время заключения]. И они умерли один за другим. А потом тяжело заболели две мамы. Одна — инвалид первой группы, вторая — второй. Они практически не ходящие», — рассказала Санковская сотруднице канала «Беларусь 1».
Лидера Оршанского независимого профсоюза РЭП Василия Береснёва задержали в апреле 2022 года.
Спустя год 74-летнего активиста судили в закрытом режиме и приговорили к 9 годам колонии. Его обвинили в призывах к действиям против нацбезопасности, разжигании вражды и создании «экстремистского» формирования
В начале 2023 года стало известно, что его направили в Могилевскую областную больницу. Правозащитники сообщали, что ему нужна была пересадка единственной почки, на фоне проблем со здоровьем повысилось давление и ему было необходимо ежедневно принимать лекарства.
В первой половине октября Береснёва вернули в колонию, почку ему не пересадили.
69-летнюю пенсионерку Наталья Петрович приговорили к 6,5 годам колонии в августе 2023 года. Ее обвинили по пяти статьям уголовного кодекса: разжигание вражды, создание экстремистского формирования, оскорбление Александра Лукашенко и представителя власти, призывы к действиям против нацбезопасности.
В октябре она пожаловалась в письме, что не получает ответы от тех, кому пишет.
«Вы за меня, пожалуйста, не переживайте, во всяком случае я никого не убила, ничего не украла, никого не обманула и любому человеку могу спокойно и открыто смотреть прямо в глаза. Я в порядке», — написала пенсионерка в другом послании.
Во время заключения Наталью внесли в списки «террористов» и «экстремистов», помещали в ШИЗО.
Ольгу Новикову вместе с мужем, гражданином Узбекистана, Виктором Новиковым в апреле 2022 года приговорили к 3 годам колонии по статье о грубом нарушении порядка.
Ее муж тоже вышел на свободу после помилования, но 3 июля.
В 2023 году суд приговорил 62-летнюю Аллу Зуеву к 2,5 годам по статьям об оскорблении представителя власти и Александра Лукашенко из-за комментариев в телеграме. Также она должна была выплатить штраф и компенсацию морального вреда потерпевшим общей суммой 3850 рублей.
Зуева работала учительницей в школе, но уволилась до пенсии из-за болезни — лейкоза. Суд не принял диагноз во внимание при вынесении решения. Зуева назвала этот приговор «смертным».
63-летнюю оршанку Ольгу Стабровскую признали виновной в оскорблении Александра Лукашенко и назначили год и три месяца колонии из-за лайка и комментария в «Одноклассниках».
До выхода на пенсию она работала в Оршанской типографии. У Стабровской инвалидность третьей степени по слуху. Инвалидность имеют и ее дочь и внук.
В феврале 2022 года жительница Новополоцка Катерина Лев оставила комментарий под сливом разговора трех милиционеров. В мае следующего года ее приговорили к 2 годам колонии по статье об оскорблении представителя власти.
44-летнюю жительницу Лунинца Тамару Каравай обвинили в том, что она оставила комментарий про Александра Лукашенко. Суд расценил это клеветой и приговорил ее к 2 годам колонии, а также применил к ней «принудительные меры безопасности и лечения от хронического алкоголизма».
Светлану Полуэктову приговорили к 2,5 годам колонии в июле 2023 года. Ее обвинили в грубом нарушении порядка, оскорблении представителя власти и Александра Лукашенко.
Евгений был осужден весной 2022 года по четырем статьям: оскорбление представителя власти, Лукашенко и судьи, а также о разжигании вражды. Суд проходил в закрытом режиме. Дело рассматривалось Гомельским областным судом, результат суда неизвестен.
30-летнего Павла Кучинского задержали 26 января 2022 года в Молодечно. Ему предъявили обвинения по статьям об оскорблении представителя власти, Александра Лукашенко и судьи, угрозе судье и угрозе применения насилия в отношении представителя власти. В закрытом режиме его приговорили к 5 годам колонии. По апелляционной жалобе его срок уменьшили на три месяца, но добавили штраф в 3 840 рублей.
У Кучинского лимфома Ходжкина четвертой стадии, ему присвоили первую группу инвалидности. Вместо колонии его отправили в республиканскую больницу в Колядичах, но курсы химиотерапии не помогали и болезнь прогрессировала.
После помилования Кучинского перевели в городскую больницу — у него обнаружили пневмонию.
Обновлено 25 августа: Добавлена информация про Павла Кучинского.